воскресенье, 21 октября 2012 г.

Три мечети

Сегодня был самый замечательный выходной в Ашхабаде! Я не пожалела денег и поехала на экскурсию в 3 мечети. У меня первый раз была такая экскурсия: были только я, гид и водитель. Мне понравилось. Это намного интереснее, чем толпой ездить и ничего толком у гида не спросишь.
Сначала мы заехали в мечеть, которая находится в городе. Она называется Мечеть Эртугрул Гази или Мечеть Азади. Она построена в подарок от правительства Турции и Туркменистан не потратил на нее ни копейки. Это уменьшенная копия Голубой мечети в Стамбуле. Очень красивая мечеть. Скоро поеду в Стамбул и у меня будет возможность убедиться в сходстве.


Потом мы поехали в село Кипчак. Это родовое селение первого Президента Туркменистана Сапармурата Ниязова, вошедшего в историю под именем Туркменбаши. Там находится мечеть Туркменбаши Рухы. Переводится Духовность Туркменбаши. Это главная мечеть в Туркменистане, самая большая в Средней Азии. Купол мечети, полностью покрытый сусальным золотом, занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире, а пол застелен огромным сотканным вручную ковром. Вокруг мечети фонтаны и получается, что мечеть как бы стоит на воде. Очень красиво смотрится. Стены мечети украшены не только изречениями из Корана, но и цитатами из книги Сапармурата Ниязова «Рухнама». Из-за этого многие верующие люди не признают эту мечеть.
Рядом с мечетью расположен мавзолей президента, внутри которого расположено пять саркофагов. Четыре по углам — в них покоятся мать и отец Ниязова, а также два брата. В центре саркофаг, предназначенный для самого Туркменбаши, в котором его и похоронили в 2006 году. Сам мавзолей построили в 2004 году. Видимо первый президент Туркменистана чувствовал, что скоро умрет. Кстати, Туркменбаши выжил во время землетрясения совершенно случайно. Он проснулся очень рано утром и пошел гулять, в это время и случилось землетрясение 1948 г., в котором погибли его мать и два брата.


В 30 километрах от Кипчака находятся руины крепости Геок-Тепе. В память о воинах-защитниках Геоктепинской крепости, погибших при штурме оазиса генералом Скобелевым 12 января 1881 года, здесь в 1995 году открыли мечеть Сапармурата-хаджи. Мечеть была названа в честь президента Туркменистана Сапармурата Ниязова. В Туркменистане по сей день 12 января отмечается день Памяти (Хатыра гюни) павших при защите крепости Геок-тепе. Эта мечеть мне понравилась больше всех.
Не знаю, насколько правдива эта история, которую мне рассказал гид: при штурме Скобелев приказал убивать всех и никого не брать в плен и когда крепость захватили, генерал совершенно случайно обнаружил маленькую девочку, плачущую в луже крови. Он пожалел ее и увез в Питер. Ее назвали Татьяна Текинская. После обучения в Питере, она вернулась в родной Туркменистан, где участвовала в революционных движениях. Вы конечно же не поверите, но там чувствуется, что умерло много людей и еще не все души ушли из нашего мира. У меня мурашки по всему телу бегали и очень сильно поднялась температура.


На обратном пути я рассказала гиду, что я не ем мясо, а рыба в Туркменистане очень дорогая, да и то ее поискать надо, и гид с водителем предложили заехать в одно место рядом с водохранилищем, поесть рыбу. Называется кафе «Рыба-жар». Мы ели на топчане. Это такая деревянная кушетка для отдыха. Я обожаю так есть. Это на самом деле очень удобно.


Нам приготовили какую-то рыбу, выловленную в водохранилище. То ли пучеглазик, то ли толстолобик. Я не помню как называется. Приготовили ее очень вкусно. Мы сидели на улице под навесом и вокруг нас летали мухи и иногда садились на рыбу. А я размышляла о бренности бытия, наслаждаясь этой рыбой!

Комментариев нет:

Отправить комментарий