Ефремов Прокопий Ефремович |
Купеческий род Ефремовых происходит из села Шинерпоси Чебоксарского уезда. Крестьянин Ефрем Ефимов (1795-1862) скопив некий капитал начал заниматься торговлей и в начале 1850-х гг. с семьей переехал в Чебоксары. Старший его сын, купец 1-ой гильдии, Прокопий Ефремович Ефремов (1821-1907) стал центральной фигурой семейного бизнеса и возглавлял его в течении 30 лет. В 1906 г. он основал торговый дом "П.Е. Ефремов с сыновьями", распорядителем которого стал его старший сын Николай Прокопьевич (1860-1921). Семейный бизнес процветал до октября 1917 года, когда особняки и все имущество Ефремовых были национализированы. Братья уехали в Казань, где надеялись пережить сложное время. Купленные ими в Казани дома также были вскоре национализированы. В настоящее время в Казани проживают внуки и правнуки Сергея Прокопьевича Ефремова.
Ефремовы оставили свой след в архитектурном облике города. Свои особняки они строили на выгодных и почетных местах, недалеко друг от друга. На улице Благовещенской (ныне бульвар Купца Ефремова) частные сооружения семьи Ефремовых занимали целый квартал.
бульвар купца Ефремова |
Многие из них сохранились до настоящего времени. В большом двухэтажном, с антресолями особняке Прокопия Ефремова и его сына Сергея, в настоящее время музей воинской славы (отдел Чувашского Национального музея).
По обе стороны от него находились большие товарные склады (сейчас Московский гуманитарно-экономический институт и железоскобяная лавка "Лавка старины". Рядом располагался не менее добротный угловой, выходящий главным фасадом на улицу 2-ю Новомосковскую, двухэтажный дом Михаила Ефремова (брата Прокопия). Ныне этот особняк реконструирован, в нем размещается Историко-краеведческий отдел национального музея.
На соседней Поперечно-Благовещенской улице (ныне улица Композиторов Воробьевых) - особняк старшего сына Прокопия - Николая (ныне Чувашский национальный конгресс).
Только особняк младшего сына - Федора, расположен на некотором отдалении. Этот особняк - самое заметное и яркое сооружение, появившиеся в Чебоксарах в начале 20 века. Хозяин особняка торговлей почти не занимался, жил на проценты от своего капитала, вел большую общественную работу, занимался благотворительностью. Скудные достоверные сведения донесли до наших дней рассказ о романтической любви Федора Ефремова к красавице (певице или танцовщице), привезенной им в Чебоксары откуда-то с юга в 1908 году. Возможно, от того, что родные не одобрили его выбор и отношения с родственниками осложнились, для строительства своего особняка Федор выбрал Западный косогор - красивую и уютную часть города. Особняк построен в стиле "модерн" - ярком новомодном направлении, господствующем в искусстве и архитектуре рубежа 19-20 столетий.
По обе стороны от него находились большие товарные склады (сейчас Московский гуманитарно-экономический институт и железоскобяная лавка "Лавка старины". Рядом располагался не менее добротный угловой, выходящий главным фасадом на улицу 2-ю Новомосковскую, двухэтажный дом Михаила Ефремова (брата Прокопия). Ныне этот особняк реконструирован, в нем размещается Историко-краеведческий отдел национального музея.
На соседней Поперечно-Благовещенской улице (ныне улица Композиторов Воробьевых) - особняк старшего сына Прокопия - Николая (ныне Чувашский национальный конгресс).
Только особняк младшего сына - Федора, расположен на некотором отдалении. Этот особняк - самое заметное и яркое сооружение, появившиеся в Чебоксарах в начале 20 века. Хозяин особняка торговлей почти не занимался, жил на проценты от своего капитала, вел большую общественную работу, занимался благотворительностью. Скудные достоверные сведения донесли до наших дней рассказ о романтической любви Федора Ефремова к красавице (певице или танцовщице), привезенной им в Чебоксары откуда-то с юга в 1908 году. Возможно, от того, что родные не одобрили его выбор и отношения с родственниками осложнились, для строительства своего особняка Федор выбрал Западный косогор - красивую и уютную часть города. Особняк построен в стиле "модерн" - ярком новомодном направлении, господствующем в искусстве и архитектуре рубежа 19-20 столетий.
Асимметричное в плане здание как бы состоит из нескольких примыкающих друг к другу частей. В целом, строение двухэтажное, но одна из его частей - трехэтажная. Особняк расположен на высоком цоколе, подчиненном сильному естественному склону улицы. Характерное для стиля модерн разнообразное оформление каждого из фасадов, делает осмотр здания интересным со всех сторон. Главный вход размещен в вынутом углу здания. Крыльцо оформлено криволинейным пилоном, который служит основанием для балкона лоджии на уровне второго этажа. Большой балкон-терраса находится по другую сторону. Сложно-профильный раскрепованный карниз поддерживается ступенчатыми консолями, декоративные фронтоны великолепно завершают сложную композицию здания. Снаружи здание украшено изящным кружевом кованного металла и лепниной. При покраске здания, цветом выделены декоративные элементы фасадов - пилястры, наличники, карниз; все это придавало ему неповторимый запоминающийся облик. Эффектное оформление парадного входа, разнообразные формы окон, использование кованного железа в декоре здания, сложная планировка комнат - перечисленные особенности характеризуют данный особняк как постройку в стиле модерн. Особый интерес представляет переплетение старых, задержавшихся в провинции представлений о добротном частном доме и новомодных тенденций, появившихся в столичной архитектуре, переосмысление архитектурной моды провинциальными заказчиками и строителями. К сожалению, имя архитектора этого особняка осталось неизвестным.
В качестве строительного материала, при возведении особняка Федор Ефремов, предпочел традиционные: кирпич и древесину, во внешней отделке - штукатурку и покраску (для столичного модерна характерно использование новых стройматериалов: железобетонные блоки, керамическая облицовочная плитка, стекло, металл). Но для оформления интерьеров особняка были заказаны роскошные изразцовые печи и камин для гостиных (выполненные на заводе Лисовского в Витебске) и наборный дубовый паркет с разнообразным рисунком, парадную лестницу "кастлинского литья", витражи, встроенную мебель, люстры, портьеры - все самое лучшее. В настоящее время внутреннее убранство особняка изменилось, но остались: лестница, печи, камин, в некоторых залах лепнина и роспись потолков и парке.
Хранит память о роде Ефремовых и Владимирская горка - где рядом со
Спасо-Преображенским женским монастырем располагалось раньше городское
кладбище, на котором похоронены многие члены семьи Ефремовых. Рядом с
Преображенской церковью в 1907 году после смерти Прокопия Ефремова
начинается строительство семейной усыпальницы Ефремовых с храмом Иоанна
Кронштадского над ней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий