среда, 1 ноября 2017 г.

История общественного транспорта в Белграде

Общественный транспорт в Белграде появился в 1892 году. Тогда была организована отдельная коммунальная служба общественного городского транспорта, которая называлась "Београдская варошка железница" (Белградская городская железная дорога). 14 октября 1892 года запущен первый трамвай на конной тяге, по маршруту Калемегдан - Славия. Трасса длиной 2300 метров начиналась от Калемегдана, шла через улицу Васе Чарапича до площади Республики, затем сворачивала на улицу Кнеза Михаила и через Теразию шла до Славии. На линии работало 8 трамваем, которые ходили с интервалом 10-12 минут.

Почти через два года после открытия первой конной трамвайной линии, была завершена линия Теразие - Топчидер для трамваев, работающих на электричестве. Как раз в Берлине в 1881 году был выпущен первый трамвай на электрической тяге. Тогда в Белграде было 60000 жителей и власти следили за инновациями из Европы. 


Работы по строительству и эксплуатации трамвайного сообщения и электрического освещения перешли в руки "Бельгийской анонимной компании", ускорилась электрификация трамвайных линий. В течении 1904 года электрические трамвайные вытеснили конки с линий Калемегдан - Славия и Жагубица - Электрична централа, а в 1905 году и с последней линии Теразие - Ново гробле.

Теразие

В 1906 году на всех трамвайных линиях было всего 16 трамвайных вагонов на тяговых электродвигателях. Помимо электрификации существующих, "Бельгийская анонимная компания" сделала в 1906 году только одну новую электрическую линию: Коларац - Ташмайдан через Светогорскую улицу, которую обслуживал только один трамвай. Это были два двухосных вагона с двигателями 35 и 45 лошадиных сил. В течении 1906-1910 годов было куплено еще 10  вагонов на тяговых электродвигателях, таким образом в Белграде всего работало 26 вагонов на тяговых электродвигателях и 12 прицепов. Через 20 лет после появления трамваев и через 7 лет после электрификации последней трамвайной линии, в Белграде, в 1912 году было 8 трамвайных линий, по которым ходило ежедневно 24 вагона на тяговом двигателе и 12 прицепов. В то время было перевезено 7,5 млн пассажиров. 

Трамвай в центре Земуна

До начала Второй мировой войны трамвайная инфраструктура расширилась до 10 линий длиной 81,5 км. Белградский муниципалитет располагал 104 тяговыми вагонами и 60 прицепами. 


В 1919 году муниципалитет Белграда взял от "Бельгийской анонимной компании" под свое управление электростанцию и всю электрическую сеть, а также транспортные средства и оборудование трамвайного сообщения. Все, что еще осталось от довоенного времени, полностью износилось. Нужно было сразу же начать замену износившихся столбов на трамвайной линии, железных провода на медные, поправить железнодорожное полотно и закупить современные трамваи. Муниципалитет согласовал поэтапную программу реконструкции и закупок до 1932 года. В конце 1932 года в Белграде было 13 трамвайных линий и 65,5 км трамвайного полотна, из которых 2/3 были двухколейные, а 1/3 - одноколейные.

Электрический трамвай на Чукарице, линия 13

В конце 1927 года частное предприятие Любиша Перишича ввело в Белграде регулярное автобусное сообщение из современных автобусов с пневматическими колесами. В первое время перевозки пассажиров выполнились на линиях Калемегдан - Савинац и Теразие - Дединье.

Первый автобус NAG

В течении 1931-1932 годов были открыты новые линии: Кнежев споменик - Дединье, Славия - Душановац, Теразие - Пашино брдо и линия Смедеревски друм - Цветкова механа - Приштинска улица (сегодня улица Царя Николая II). Перед войной в 1941 году "Дирекция трамваев и освещения" располагала 87 автобусами, которые работали на 12 автобусных линиях.

Автобус Мерседес-Бенц на линии Калемегдан - Котеж - Неймар

В 1945 году "Дирекция трамваев и освещения" поменяла название на "Отделение освещения и транспорта Исполнительного комитета города Белград", в 1946 году название изменено на "БЕЛСАП", а в 1951 году название опять поменяли на "Городское транспортное предприятие Белграда".

Билет для общественного транспорта перед Второй мировой войной

В начале 1947 года началось строительство троллейбусной сети от Калемегдана до Славии, чтобы первый троллейбус появился на улицах на первомайском параде в том же году. Сразу после этого, 22 июня открыта регулярная троллейбусная линия Калемегдан - Славия. В начале троллейбусное сообщение состояло из 16 троллейбусов марки "FIAT 668". Уже в следующем году были приобретены трехосные троллейбусы большой вместимости "ALFA ROMEO". В следующие года были приобретены троллейбусы "GOŠA", произведенные в Смедеревской паланке по лицензии "ALFA ROMEO". 

Праздничное представление первого троллейбуса "FIAT 668/F 122" 1 мая 1947 года на первомайском параде

В 1960 годах было 38 линий (7 трамвайных, 6 троллейбусных и 14 автобусных) и 467 транспортных единиц. Этот период отмечен трамваями "Belgijanci" и автобусами "Lejland". Шестидесятые года останутся в памяти и по тому, что троллейбусное сообщение было почти отменено и функционировала только 11 линия. 


Несмотря на то, что в семидесятых годах начались приготовления для строительства метро, из-за недостаточного финансирования, технических проблем и войн, в Белграде до сих пор нет метро. В семидесятых и восьмидесятых годах наибольшее число автобусов было Икарусы, Мерседесы и MAN автобусы. В начале восьмидесятых были приобретены чешские трамваи "ČKD", в то время как бельгийские PPC и трамваи "Đuro Đaković" до конца десятилетия списаны.

MAN 890 UG Ikarus Zemun IK-5B (1975-1994)

В 1990 году по решению парламента Белграда, "Городское транспортное предприятие Белграда" (GSP "Beograd") становится общественно-коммунальным предприятием, учредителем является город. В 1990-1991 годах GSP "Beograd" показал наибольшие результаты: 1393 единицы транспорта возрастом в среднем 4,5 года. На улицах Белграда в период наибольшей загрузки работало около 1130 единиц транспорта , перевозя ежедневно около 2,5 млн пассажиров. Девяностые года отмечены международными санкциями, которые повлияли на уменьшение числа транспорта до около 400 единиц в конце 1993 года. В начале 1998 года появились частные перевозчики и перестала работать единая тарифная система. Билеты можно было купить непосредственно в транспорте у кондуктора.

MAN SU 220

Значительные изменения появились после октябрьских происшествий 2000 года, когда новые городские власти начали восстановление носителя системы общественного транспорта в Белграде GSP "Beograd". Цель, которая была поставлена GSP "Beograd", - достигнуть уровень работы предприятия начала девяностых годов. До конца года были восстановлены почти все линии, которые были отменены или укорочены во время войны. В начале нового миллениума прибыло большое число автобусов и трамваев, благодаря правительству: Японии, Швейцарии, Австрии, Греции, Германии, Чехии, Словении и Италии. 

Автобус "MAN SL213" (пожертвование Японии)

В 2010 году было закуплено 83 новых низкопольных троллейбусов BKM 321 с кондиционерами белорусского производителя "БКМ Холдинг", благодаря чему 63% троллейбусного парка обновилось. В 2011 году началась закупка новых трамваев CAF Urbos 3 с вместимостью 242 пассажира. В те же годы куплено 10 автобусов на природном газе MAZ 203 CNG, которые вышли на линию в начале 2012 года. 

CAF Urbos 3 (низкопольный трамвай)



Комментариев нет:

Отправить комментарий