суббота, 8 августа 2015 г.

Золотое кольцо России. Переславль-Залесский

Совершенно случайно 9 мая в этом году я попала в Переславль-Залесский, ничего толком не успела посмотреть, зато увидела главную достопримечательность - древний объект поклонения язычников - синий камень. Еще в прошлом году к камню можно было пройти совершенно бесплатно, а сейчас везде сделали деревянные дорожки, поставили забор, туалеты и берут за вход 50 рублей.


Синий цвет камень приобретает после дождя. Это связано с тем, что камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца и синий цвет образуется от преломления и отражения света поверхностью чешуек биотита и зёрен кварца. Согласно последним исследованиям, вес камня — около 12 тонн.

Сейчас камень находится на берегу Плещеева озера, однако прежде он лежал недалеко в овраге рядом с не дожившим до наших дней Борисоглебским Надозерным монастырем. В начале 17 века один из священников, которого раздражали постоянные пляски язычников рядом с монастырем, зарыл камень. Некоторое время камень пролежал в земле, но затем снова очутился снаружи. Этому нашли логическое объяснение: водяная эрозия размыла склон, а замерзающий грунт понемногу выталкивал камень из земли.

Когда в 1788 году его хотели перевезти по льду Плещеева озера для строительства новой церкви, лед не выдержал, треснул и камень утонул на глубине полтора метра. И через 70 лет удивительным образом Синий камень снова вынесло на берег озера, причём севернее его прежнего местонахождения. Конечно хочется поверить в чудо, но и на этот раз нашли логическое объяснение. Переславский краевед Н. Меморский в статье «Отголосок на статью „О чудном свойстве Плещеева озера“» объяснял перемещение камня со дна озера на берег за счёт силы ледяных торосов, в которые вмерзал камень. Южные весенние ветры отгоняли ледяные торосы к берегу, куда постепенно был перенесён Синий камень. Также «выход» камня на берег он связывал и с изменением глубины Плещеева озера. За последние 200—300 лет произошло некоторое понижение уровня Плещеева озера.

Место действительно обладает необъяснимой силой. Когда я, посидев на камне и загадав желание, отправилась в торговый ряд покупать сувениры, абсолютно все продавцы давали мне сдачу намного больше, чем нужно. Как будто камень меня проверял, достойный ли я человек.

Здесь можно купить разноцветные ленточки, зарядить их на камне и привязать, загадав желание.

Плещеево озеро очень любят кайтсерферы, ведь его максимальная глубина составляет всего 25 метров. К тому же здесь очень часто бывают сильные ветра - как раз то, что нужно для катания на кайте. И самый большой плюс - близость от Москвы, от МКАД до озера примерно 130 км. В ветреный день выходного дня здесь можно увидеть больше сотни куполов одновременно на воде, поэтому для обычного купания это место не очень подходит - в любой момент можно получить доской по голове.

Для тех, кто не катается на кайте, есть очень много достопримечательностей вокруг озера.

Например, ботик Петра Первого, который находится на противоположной стороне озера от Синего камня. Когда-то давным давно в июле 1688 года шестнадцатилетний Пётр I впервые увидел синюю гладь Плещеева озера и начал здесь строительство верфи и начал закладку первых судов. 1 мая 1692 года на Плещеевом озере состоялся первый флотский праздник на Руси — торжественный спуск на воду и освящение кораблей. А 1 августа 1692 года на озере проходил парад первой русской военной флотилии. Август 1692 года называют временем рождения русского военного флота, а Плещеево озеро — его колыбелью, школой кораблестроения и судовождения. Позже, во время пожара 1783 года все корабли, построенные Петром I, сгорели. Уцелело лишь одно судно - бот "Фортуна". В 1803 году здесь построили специальное помещение, и возник один из старейших русских музеев — музей-усадьба Петра I «Ботик». Честно говоря, я испытала разочарование, когда увидела этот ботик, больше похожий на старую рыбацкую лодку. Много шума из ничего.

 Еще можно съездить в Музей узкоколейных железных дорог, он находится в селе Талицы. Когда-то эта узкоколейка использовалась при добыче торфа на берегу Плещеева озера. После прекращения массовой добычи торфа эти пути стали ненужными и должны были быть ликвидированы. В 2003 году по решению владельцев железная дорога была закрыта. В 2004—2005 годах рельсовый путь был разобран почти на всём протяжении дороги.

Посетители музея могут увидеть узкоколейные паровозы, дизельные локомотивы, дрезины, вагоны, а также ретро-автомобили. Можно забраться в некоторые паровозы, хотя в правилах написано, что это делать запрещается. Также можно прокатиться на ручной дрезине туда и обратно 1 км. Только в выходные столько желающих прокатиться, что нужно записываться заранее, как только зашли в музей, чтобы потом не ждать своей очереди час.

В самом Переславле-Залесском я успела заглянуть в Музей утюга, хотя музеи тут чуть ли в каждом доме: музей "Дом чайника", музей граммофонов и пластинок, музей хитрости и смекалки, музей "Рождение сказки" и много разных других музеев.

Обычно дома, в которых находятся музеи, очень ярко покрашены. Вход в музей платный и в стоимость билета включена экскурсия.
У нас была экскурсоводом рыжая веселая девушка. Она рассказывала нам о коллекции металлических утюгов 19-20 веков, производства России, Германии, Польши, а также предметов крестьянского была. При этом постоянно задавала вопросы, заставляя думать. Это было очень интересно. Но особенно занимательно она рассказывала о принципах работы утюгов разных веков. Оказываются утюги бывают разных типов: нагревательный, с чугунной нагревательной серединой, угольный, паровой, спиртовой, газовый, электрический.
Во дворе музея можно купить старинные утюги в качестве сувенира. Стоимость утюга меняется в диапазоне от 100 рублей до 10 тысяч рублей.


Напоследок расскажу как добраться до Переславля-Залесского на общественном транспорте. Я всегда думала, что это крайне сложно, поэтому до сих пор не побывала здесь, хотя давно мечтала увидеть Синий камень. От Центрального автовокзала (метро Щелковская) до г.Переславль-Залесский (Москва-Переславль, Москва-Кострома, Москва-Ярославль и т.д.) ходят автобусы практически каждый час с 9-00 до 20-00. Если билетов нет в кассе, то всегда можно договориться с водителем автобуса. Он может пустить вас в салон автобуса. В этом случае вам, скорее всего, придется простоять всю дорогу или сидеть в проходе около 3 часов.
 
У меня есть немного мест, в которые хочется вернуться еще раз, но в Переславль-Залесский я буду ездить при любой возможности, тем более, что я понравилась Синему камню и он меня не отпускал все лето. 

1 комментарий: