пятница, 11 января 2013 г.

Derweze — врата ада

Времени до моего отъезда оставалось все меньше и не хотелось уезжать, не посетив одну из самых известных достопримечательностей Туркменистана — врата ада! Это газовый кратер, находящийся примерно в 400 км от Ашхабада. Ну лучше расскажу все по порядку. Повез меня туда один очень хороший человек — Дима. Ехать туда нужно обязательно на внедорожнике. Хотя на всем протяжении пути есть асфальтированная дорога, но последние 10 км — это сплошные пески пустыни Каракумы (туркм. «чёрный песок»: ср. тюрк «кара», чёрный + тюрк «кум», песок).

По дороге я заметила, как на обочине люди закапывают в песок какую-то солому. Дело в том, что, когда прокладывали дорогу, по которой мы ехали, погибло очень много растений. И теперь таким образом там восстанавливают флору.


Еще я первый раз в жизни увидела, как бегают верблюды. Это так смешно выглядит. У них ноги в разные стороны и голова на шее мотается, как будто верблюд пьяный. Верблюды считаются умными животными, поэтому их никто не пасет. Просто их выпускают с утра и они вечером сами возвращаются домой. Верблюды, может и умные животные, но очень любят в темноте выбегать на дорогу. Иногда их сбивают машины и вдоль дороги лежит очень много разлагающихся трупов верблюдов. Здесь бы я очень хотела вставить фото такого верблюда, но не буду травмировать впечатлительных людей и вставлю видео с живыми верблюдами.


Оказывается, если отъехать от Ашхабада всего лишь на 100 км, можно встретить деревни, в которых нет воды и газа. Только электричество. В 90 км от газового кратера есть деревня Йербент. Там люди живут в юртах, но есть и обычные кирпичные дома, как у нас. 


В деревне есть специальные загончики из деревьев для верблюдов, которые защищают их от ветра. Верблюды переносят и жару и холод, но не ветер.


Но даже в этот отдаленный уголок пустыни дошла цивилизация: некоторые пастухи пасут баранов на мопедах. Хотя таких очень мало, в основном пешком. Мне захотелось остаться в этой деревне подольше и посмотреть как режут баранов для шашлыков. Их как раз уже подвешивали, но мы торопились. Поэтому мы просто выпили кофе в местном кафе. Дима угостил меня конфеткой и мы поехали дальше.
До газового кратера есть еще два. Один с серо-водородной водой, а другой с булькающей глиной. Это тоже не природные кратеры, а дырки, оставшиеся от геолого-разведочных работ. Не знаю, как они правильно умным словом называются.


Первые два кратера особых эмоций не вызывают по сравнению с последним — газовым. Когда я первый раз заглянула туда внутрь, в первую минуту, это был восторг. Такое впечатляющее зрелище, когда посреди пустыни огромная дырка, из которой наружу вырывается пламя. Первая моя мысль была — вот это действительно врата ада, как же я не хочу туда попасть… Через 10 минут уже привыкаешь и никаких особых эмоций кратер не вызывает. Нужно было дождаться темноты и я решила побродить по пустыне. Дима рассказал, что чего только иностранцы про Туркменистан не придумывают. Есть такая легенда, что 40 лет назад, когда пробурили этот кратер, в деревне, которая располагалась недалеко от него, умерли все люди из-за вышедшего газа. Вроде как была ночь, они все спали, а утром просто не проснулись. Туркменистан очень закрытая страна, поэтому про нее и придумывают всякие небылицы. На самом деле это президент как-то пролетал мимо на своем самолетике, увидел деревню посреди пустыни и сказал, чтобы ее снесли, а жителей расселили. Почему он так решил, естественно, никто не знает.
Как только садится солнце, в пустыне становится очень холодно. Причем холод как будто залазит под куртку и не хочет вылезать. Термометр показывал всего лишь —4, но было такое ощущение, что все —30. Зато закат очень красивый. Небо становится розовое.


Как только солнце село полностью, я вдруг обнаружила, что мой фотоаппарат разрядился. Я была в таком шоке. Я не понимаю, почему я даже не подумала, что со мной может такое случиться! Я не смогла сделать то, ради чего ехала в пустыню — сфотографировать газовый кратер ночью.


Еще в 2010 году президент Туркменистана приказал засыпать его, рядом уже ставят специальные установки, которые будут качать этот газ издалека. Поэтому кратер можно больше и не увидеть. Просто посмотреть на него приезжать скучно и дорого. Интереснее было бы собраться большой компанией и съездить туда с ночевкой с палатками и гитарами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий