Во время последней поездки в Сербию мне повезло посетить монастырь, о котором практически никто не знает. Там очень тихо и спокойно. Я там купила книгу о монастыре на сербском языке и ниже будет мой вольный пересказ этой книги.
Монастырь Святого Георгия в Расе входит в число наиболее священных мест в истории сербского народа. Еще в средние века он получил название "Ђурђеви ступови" по башням, которые украшали монастырскую церковь. Монастырь основал родоначальник династии Неманича (Немањића), Стефан Неманя (Стефан Немања), во второй половине 12 века. И сегодня, после разрушения, его силуэтом возвышается над долинами Рашки и Дежеве, на некогда престольной территории средневековой Сербии.
Неманья во время заточения в одной пещере поклялся построить храм и посвятить его Святому Георгию, к которому в течении жизни чаще всего обращался за помощью в своих молитвах. После того, как он взял на себя верховную власть в сербских странах в 1166 году, началось строительство монастыря. Церковь построили в 1171 году, как свидетельствует надпись у западного входа в церковь. К сожалению, учредительный устав монастыря не сохранился.
В течении 13 века монастырь играл заметную роль в жизни страны. Он был построен на королевские пожертвования и имел крупное земельное владение. По описи имущества 17 века ближайшие села Войниче (Воjниће), Мишчиче (Мишчиће), Врболази, Видово и некоторые другие относились к приходу монастыря.
За время своего господства, а затем и до конца жизни о развитии монастырской общины заботился король Драгутин, которого называют вторым основателем монастыря. Он достроил монастырскую церковь. Входную башню монастырского комплекса переделал в часовню и определил ей функцию погребальной церкви, где он был впоследствии похоронен. После неудачного падения с коня недалеко от города Елача (Jелача), король Драгутин отрекся от престола в пользу своего брата короля Стефана Милутина. Вскоре он стал монахом и получил имя Теоктист.
Турецкое завоевание Сербии изменили мир, в котором монастырь играл важную роль. В 1689 году монастырь опустел. Затем огонь и рука тирана очень сильно повредили церковь и монастырский комплекс, пострадали многие старые сербские рукописи. Монастырь Святого Георгия пришел в 19 век как руины, которые войны еще больше разрушили.
Во второй половине 20 века начались систематические работы по исследованиям и частичному восстановлению монастырского комплекса, однако смысл, вложенный Стефаном Неманьей может возвратить только духовное обновление монастыря.
Во второй половине 20 века начались систематические работы по исследованиям и частичному восстановлению монастырского комплекса, однако смысл, вложенный Стефаном Неманьей может возвратить только духовное обновление монастыря.
АРХИТЕКТУРА
Об отдельном значении монастыря, наряду со старыми биографическими текстами, говорит и исключительное положение монастыря построенного на самом верху возвышения, и особенная архитектура церкви Святого Георгия с двумя башнями, которые и дали позже название и церкви и монастырю - Джурджеви ступови (Ђурђеви ступови).
Рядом с церковью, которая была в середине комплекса, в невеликом монастырском пространстве, обнесенным каменной стеной, южнее церкви находилась большая трапезная, прямо напротив церкви на юго-западной стороне две цистерны и монастырские спальни на севере.
погребальная часовня короля Драгутина |
В монастырь входила сквозь первый этаж одна башня, которая позже, во времена короля Драгутина, была переделана в часовню. В то же время на восточной стороне рядом с часовней построена новая монументальная трапезная, которая хорошо сохранилась, а в церкви или часовне (не установлено точно) находилась гробница короля Драгутина.
гроб короля Драгутина в погребальной часовне |
Церковь Св.Георгия со своей особенной архитектурой представляет исключительное значение в истории сербской средневековой архитектуры как первая Рашская строительная школа или Рашская стилистическая группа.
кельи монастыря |
Соединение византийской концепции внутреннего пространства с формами романской архитектуры, осуществленное здесь первый раз, стало характерным признаком для многих монастырских церквей: Студенице, Жиче, Сопоћана, Градца, Арильа, Мораче, и еще нескольких церквей 14 века. Церковь построена в виде одного монументального нефа с прямоугольным наосом, над которым возвышается эллиптический купол с формами романской архитектуры внутри, с двумя боковыми входами в вестибюле, с алтарем состоящим из трех частей и открытым притвором перед наосом, с двумя симметричными боковыми башнями на западном фасаде, которые выполняли функцию колокольни. Башни были около 20 метров в высоту и стали примером при строении нескольких церквей.
купол церкви Святого Георгия |
После средних веков, в истории церкви и монастыря можно выделить три главных периода: время турецкого владычества и сохранение непрерывности жизни в монастыре до конца 17 века, время оставления монастыря в конце 17 века и его разрушение во вторую мировую войну, и время поиска защиты и обновления монастыря. Больше всего монастырь был разрушен после австрийско-турецких войн в 1689 году, когда были разрушены и другие церкви и монастыри, среди которых и ближайшая Петрова церковь и церковь монастыря Сопочаны (Сопоћани). Положение монастыря Джурджеви Ступови одна из его особенностей и ценностей, стало причиной его страдания. На этом месте был организован опорный пункт турецкого войска (в 19 веке), а также при освобождении Нового Пазара в 1912 году. Другие причины разорения были связаны с удалением каменной кладки для строительства крепости в Новом Пазаре. Такое намерение существовало в начале 18 века, но церковные власти своим вмешательством возле Турака помешали этому. Во время второй мировой войны, оккупационные власти организовали разрушение церкви и камни использовали для кладки стен в окрестностях Нового Пазара. Тогда был разрушена южная стена церкви с частью купола. Также часть притвора с башнями были разрушены до основания. Часть фресок тогда была невозвратимо утеряна. После всех этих разрушений от монастырского комплекса остались только отдельные части церкви с частью купола и фрески на сохранившихся стенах. Часовня короля Драгутина единственное здание, над которым сохранилась крыша. Трапезная, цистерны и кельи были сравнены с землей.
обновленная трапезная |
Последний период отмечен археологическими и архитектурными исследования и защитой, а с недавнего времени и обновлением монастыря. После первых реставрационных работ в церкви, одна часть фрески была снята со стены ради защиты и перенесена в Народный музей в Белграде. Большие исследовательские работы, а затем и работы по систематической защите начались в 1960 году по инициативе Народного музея в Белграде и продолжались через несколько лет в организации "Институт защиты памятников культуры" в Кралево, при участии специалиста "Республиканского института защиты памятников культуры" (защита фресок). Работы продолжались два десятилетия. Результаты исследований были весьма значительными. Под землей обнаружили целую основу монастыря с остатками строений из различных эпох, среди которых самые значительные части архитектуры: три портала на церкви, а особенно ктиторская надпись с годом постройки церкви. Основная концепция защиты монастыря состояла в консервации и презентации монастырского комплекса, с частичным обновлением церкви и других строений с сохранением их аутентичности. Разумно, что главное место в таком обновлении имела сама церковь, в первую очередь в центральная часть церкви с куполом, который полностью обновлен, а также башни, которые обновлены приблизительно до высоты, которую имели до разрушения во время второй мировой войны. К сожалению, меньше всего сведений о первоначальной архитектуре было за алтарь, который из-за этого не мог быть обновлен полностью, даже частично. О том, как могла выглядеть первобытная архитектура церкви сегодня можно узнать в довольно маленьком музейном здании, построенном на подходе к монастырю. Здесь находится каменный макет церкви, а также самые значительные части архитектуры, найденные за время исследования. Западный портал церкви полностью реконструирован с ктиторской надписью, частями портала из вестибюля, окнами из церкви и трапезной, как и другими фрагменты, которые не могли быть возвращены на свое первоначальное место.
макет завершенной церкви |
В последние годы 20 века началось активное обновление монастыря, которые инициировала Рашско-призренская епархия. Это относятся в первую очередь к исследованиям возможностей построения новых монастырских келей на месте старых в северной части монастыря. Такое расположение обусловлено величиной келей, которые бы сохранили архитектурную целостность с церковью и другими разрушающимися строениями. Концепция состояла в обновлении на первом этаже частей старой каменной стены и построении второго этажа также из камня с внешней стороны и из туфа на внутренней стороне. Только в одной части келей на внутренней стороне, предусмотрены сени из дерева с лестницей на месте старых сеней 13-го века.
Второй этаж имеет основное жилищное предназначение, а на первом этаже хозяйственные помещения, связанные в основном с работой монастыря. На месте довольно большой старой кухни 13 века предусмотрена кухня с постоянной трапезной в отдельной части. Она непосредственно связана с трапезной короля Драгутина, одной из объектов, который в самой значительной мере обновлен согласно первоначальной архитектуре по сохранившимся данным из средних веков. Эта трапезная может служить как торжественная трапезная в праздничные дни, и также как пространство, в котором можно проводить научные и другие специальные собрания. Для хранения можно две комнаты на западной стороне. Большая комната в северо-западном углу, с сохраненным полом 16 века из шестиугольных кирпичей предназначена для управы и монастырской библиотеки. На втором этаже находятся 6 келий. Для функционирование келий в современных условиях проектом реставрации предусмотрено соответствующее оборудование.
Строение стен келей, которое началось в 2000 году, стало началом нового периода в истории Джурджевих Ступовей - обновлением монастырской жизни после трехсот лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий